Руководитель: Данилова Мария Игоревна
Расписание занятий "Туризм и краеведение" (3-8 классы)
Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребёнка направлена на активную физическую деятельность.
Туризм и краеведение является непосредственным продолжением общих учебно-воспитательных задач современной школы, но также и является уникальным средством комплексного воспитания и развития ребёнка, направленным на успешную адаптацию в современной общественно-культурной среде, включает в себя не только изучение культурного, исторического и природного наследия родного края, но и усвоение норм поведения в городе и на природе, приобретение навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.
Задачи обучения:
1. Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.
2. Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.
3. Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.
В результате обучения учащиеся будет знать и уметь:
1. Основные виды туризма, перечень личного и группового снаряжения в зависимости от цели похода, сезона года, погодных условий, специальное снаряжение, верёвки и узлы; перечень должностей членов туристической группы и их обязанности, основные требования к месту привала и бивака, порядок работы на биваках, меры безопасности и вопросы охраны природы, основы режима дня в путешествии, основные требования к составлению рациона, порядок преодоления простейших препятствий.
2. Основы личной гигиены и основы оказания доврачебной помощи.
3. Географическое положение, основные особенности природных условий, туристские возможности региона. Флору и фауну, опасных животных и ядовитые растения.
4. Понятие о топографической карте, масштаб, условные топографические знаки; основы ориентирования по местным признакам; основы применения компаса; понятие о глазомерной съёмке.
5. Составлять перечень личного и группового снаряжения, укладывать рюкзак, подготавливать снаряжение и ухаживать за ним; выбирать место для привала, устанавливать палатку и оборудовать место для ночлега, разводить костёр, готовить пищу на костре; выбирать рациональный путь движения; оказывать доврачебную медицинскую помощь и транспортировать пострадавшего; отличать опасные и полезные растения; выполнять простейшие краеведческие и экологические наблюдения на маршруте; определять масштаб и расстояние по карте, читать и изображать топографические знаки, определять рельеф по карте; ориентироваться на местности, определять азимут, выполнять простейшие измерения на местности.